Людей мучают не вещи, а представления о них. Эпиктет.

Людей мучают не вещи, а представления о них. Эпиктет.
Читайте цитаты известных людей!

Эпиктет — древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал философскую школу (около 50 — 138)

1. Существует только один путь к счастью. Для этого следует перестать беспокоиться о вещах, которые не подчинены нашей воле
2. К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас
3. Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага
4. Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?
5. Земной человек — это слабая душа, обремененная трупом
6. Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной
7. Людей мучают не вещи, а представления о них
8. Ночные сны — это отклики дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится
9. Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним
10. Вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот
11. Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично – в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие
12. Терпи и воздерживайся
13. Чем реже удовольствия, тем они приятнее
14. Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру
15. Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит
16. Не следует человеку с философскими взглядами на вещи говорить среди невежд, как трезвому – в кругу пьяных
17. В этом и будет мне польза — хранить в себе человека честного
18. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой
19. Если твое счастье находится во власти других людей, то ты непременно будешь бояться людей
20. В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать поучения мудрых людей
21. В несчастье познается друг и изобличается враг
22. Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы
23. Где человек находится противясь, там его тюрьма
24. Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы… держаться истины, отстранять заблуждения и не рассуждать о том, что неизвестно
25. Для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив, свободный человек должен выучиться желать и принимать все то, что с ним случается
26. Если кто-то упражняет меня в нераздражительности — разве он не приносит мне пользу? Сосед плохой? Самому себе. А мне он хороший: он упражняет мою доброжелательность, кротость. Вот это и есть волшебная палочка Гермеса: что хочешь подавай — и я сделаю это благом
27. Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело
28. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен
29. Зависть — враг счастливых
30. Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек
31. Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными помыслами
32. Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова
33. Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться
34. Кто крепок телом, может терпеть жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства
35. Лучше спать, согнувшись на короткой кровати, и быть здоровым, чем лежать больным на просторной постели. Так же лучше нуждаться и быть веселым, чем жить в роскоши, не зная чувства радости
36. Любовь свойственна только здравомыслящему человеку
37. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место
38. Не просто при виде человека избавляются от одиночества, но при виде человека честного, совестливого, оказывающего помощь
39. Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство
40. Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя
41. Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного
42. Одиночество — это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок
43. Подверженный какому-нибудь пороку — будет порицать других
44. Помни об общем принципе — и ты не будешь нуждаться в совете
45. Раб тот, кто не умеет владеть собой
46. С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им
47. Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми
48. Строгость отца — прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького
49. Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль; выбор же роли — дело другого
50. Умный борется со страстью, глупец — становится ее рабом
51. Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях
52. Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра
53. Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье
54. Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать,
55. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен
56. Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других. Когда ты приучишь себя отзываться хорошо о посторонних, старайся вести себя безукоризненно, – тогда о тебе составят лестное для тебя мнение
57. Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду». – «Я бывший консул», – говорит другой. «Я прокуратор», – слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», – говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона – цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? – Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?
58. Лошадь не хвалится, не гордится своею конюшней, сбруей или попоной, птица – пищей или гнездом; оба гордятся быстротою – ног, как первая, или крыльев, как вторая. В свою очередь, и тебе следует гордиться не своим столом, не платьем, – словом, внешними благами, но своим добрым сердцем и благотворительностью
59. Богатство нельзя назвать добром, роскошь – прямое зло, как бережливость – хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство – к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному – разбогатеть
60. Знай меру во всякой пище и питье и удовлетворяй лишь первому позыву к пище. Позыв же к пище выражается в том удовольствии, с каким ты ешь. Тогда ты не будешь принимать пищи насильно, станешь обходиться без тонких блюд и пить с удовольствием любой напиток
61. Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз у тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность
62. Заботься не о пище телесной, но о пище духовной. Первая выходит вон в виде испражнения – о ней тут же перестают говорить, – тогда как последняя никогда не портится, даже по разлучении души с телом
63. Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей – тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе – останется твоим навсегда
64. Если ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная «роса», или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка – пусть она заговорит голосом правды
65. На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя – слушай и слушайся его, глупее – сам дай ему совет; если он равен тебе по уму – согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить
66. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой
67. Правда побеждает сама собою, мнение – через других
68. Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих
69. Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, – как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство
70. Как здоровый не захочет, чтобы ему прислуживали больные или видеть больными своих домашних, так благородный человек не позволит себе прибегнуть к услугам рабов или жить под одной кровлей с несвободными людьми
71. Если хочешь быть свободным, добудь сам себе свободу
72. Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена «справедливого» – первому из них, «освободителя» – второму и «бога» – третьему, – не за то, что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они даровали Греции свободу
73. Не украшай своего дома картинами или живописью – пусть украшением ему служит царящая в нем умеренность. Первое чуждо душе и лишь на время ласкает взоры, тогда как последняя сжилась с ней, нетленна, вечное украшение дому
74. Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и общительностью
75. Нет ничего отвратительнее скупости, любви к удовольствиям и хвастливости, зато нет ничего благороднее великодушия, кротости, мягкосердия и желания делать добро
76. Агриппин справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя, мало того, даже краснел, когда его начинали хвалить другие. Он имел обыкновение хвалить всякую случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он хвалил лихорадку, бранили его – хвалил брань, осуждали на ссылку – благословлял изгнание. Однажды, когда он хотел завтракать, ему принесли от имени Нерона приказ отправляться в ссылку. «Значит, – сказал он, – завтракать нам придется в Ариции.»
77. Диоген с пренебрежением относился ко всякому труду, который приносит пользу не духовной стороне, не душе, а телу
78. Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит
79. Прямое не нуждается в выправлении; так справедливое не нуждается в исправлении
80. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен
81. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение
82. Стыдно судье быть судимому другими
83. Кто из нас не удивляется поступку спартанца Ликурга! Когда один из молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал виновного, чтобы Ликург мог наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся его воспитанием, сделал из него честного человека и явился с ним в театр. «Вы выдали мне его как моего обидчика и злодея, – сказал он изумленным спартанцам, – а я возвращаю его вам честным и добрым человеком.»
84. Питтак, оскорбленный одним человеком, мог наказать его, но отпустил со словами: «Прощение – лучше мщения». Первое свойственно людям добрым, последнее – злым
85. Главная цель природы – укреплять, делать прочным в нас стремление к прекрасному и полезному
86. Только пошляк и глупец может думать, будто другие станут презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам. Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает этого тот, кто не может принести посторонним пользы
87. Если ты хочешь приступить к кому-либо с гневом и угрозами, не забудь напомнить себе, что ты кроток и не поступишь жестоко: тебе не придется ни раскаиваться, ни бояться ответственности
88. Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле
89. Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство – легко, но маленькие деньги – с большим трудом»
90. Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом»
91. Старайся всегда заранее главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей
92. Раз ты хочешь управлять кораблем, ты должен быть вполне знакомым с обязанностями кормчего. Точно так же, если ты желаешь быть главою государства, тебе необходимо быть знакомым с искусством управления, иначе, в первом случае, ты можешь пустить ко дну корабль, во втором – довести государство до окончательного падения
93. Гусь не пугает других своим криком, овца – блеяньем; так и тебе не следует бояться криков глухой толпы
94. Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, – твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце
95. Не ходи туда, куда нельзя пройти, не надейся на то, на что нельзя надеяться
96. Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик – за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди – не хотят ни жить, ни умирать!
97. Прежде чем взяться за что-нибудь или сказать, внимательно подумай сам с собою: того, что ты скажешь или сделаешь не воротишь
98. Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, один человек одел его, привел к себе в дом и дал ему все, в чем он нуждался. «В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству», – отвечал он на упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею
99. Страсть, словно приманка всего заслуживающего имени порока, прельщает сластолюбивую душу и легко увлекает ее на край гибели
100. Если ты всегда будешь помнить, что все, что ты ни делаешь тайно или явно, видит Бог, – твои молитвы будут услышаны и ты не погрешишь: Бог будет твоим помощником
101. Приятно смотреть с берега на море: так приятно и спасшемуся вспомнить о пережитых им опасностях
102. Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум
103. Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим
104. Первый долг вождя – никого не презирать, не гордиться но всеми повелевать одинаково
105. Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему судьба, тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит на вещи – поистине умный человек
106. Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим
107. Речь смелая, но бессвязная – что тупой меч
108. Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами
109. В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного – все дело привычки
110. Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд
111. В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача
112. Воспитание, как и золото, дорого ценят везде
113. Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и изобличается враг
114. Присутствующим друзьям делай добро, отсутствующих – поминай добрым словом

Вы можете оставить свой комментарий к статье здесь:

 

Добавить комментарий